16 ноября 2022 года состоялся Межрегиональный научно-методического семинар «Конвергентное образование: от теории к практике», организованный в соответствии с комплексным планом мероприятий по организационно-методической поддержке детских технопарков «Кванториум», центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» и иной инфраструктуры национального проекта «Образование», создаваемых и функционирующих на территории Ставропольского края», утвержденным министерством образования Ставропольского края от 02 августа 2022 года. В семинаре приняли участие 74 опытных педагога и молодых специалиста образовательных организаций Ставропольского края, студенты педагогических вузов и ссузов, старшеклассники. Почетными гостями межрегионального семинара стали делегации Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики, Республики Дагестан. Состав делегаций включал 15 педагогов-наставников, представителей методических служб, руководителей и работников учреждений развития образования и повышения квалификации.
Участников семинара объединило стремление найти эффективные методы и формы работы, которые позволят открытым в регионах Центрах образования «Точка Роста», работать на высоком профессиональном и творческом уровне и способствовать высокому качеству образования школьников. Одна из важнейших задач, определенных организаторами, заключалась в том, чтобы научиться использовать оборудование центров «Точка Роста» в урочной и внеурочной деятельности, опираясь на конвергентный подход в обучении.
Действительно, трансформация современной системы образования нацелена в том числе и на установление более прочной связи между учебной программой и реальной жизненной практикой. В эпоху интеграции различных областей знания, результатом которой становится появление и развитие межпредметных областей: синергетики, биоинженерии, нейро лингвистики т.д. – актуальным подходом к организации обучения становится конвергентный подход. Какими возможностями организации учебных занятий в центрах «Точка Роста» располагают педагоги, продемонстрировали методисты и тьюторы ЦНППМ СКИРО ПК и ПРО, организовав работу четырех методических мастерских.
Работа межрегионального семинара началась в актовом зале гимназии №11 – участника проекта «Школа Минпросвещения». Со словами приветствия и пожеланиями плодотворной творческой работы к участникам обратились заместитель главы администрации города Пятигорска – начальник муниципального учреждения «Управление образования администрации города Пятигорска» Васютина Наталья Алексеевна, первый проректор СКИРО ПК и ПРО Евмененко Елена Владимировна, представитель администрации города-курорта Пятигорска ФИО, главы делегаций. Руководитель ЦНППМ Цифанова Ирина Владимировна пригласила всех в аудитории, где методисты и тьюторы ЦНППМ СКИРО ПК и ПРО представили интерактивные мастер-классы, основанные на конвергентном подходе.
В методической мастерской истории и физики участники семинара имели возможность осмыслить роль атома и атомной энергетики в истории развития человечества. Руководитель ЦНППМ, кандидат исторических наук Ирина Владимировна Цифанова и тьютор ЦНППМ, кандидат физико-математических наук Сергей Викторович Лисицын. В лаборатории информатики и математики методистам ЦНППМ Дмитрию Сергеевичу Похолку и Татьяне Владимировне Давыдовой удалось вовлечь участников в активную работу. Участники создали арт-объект, используя геометрические тела, обосновали реализованные идеи и работали с программой «КОМПАС-3D», моделируя спроектированные инсталляции. Детективная история о новом расследовании Шерлока Холмса, распутать которую помогут эксперименты с кислотами и щелочами, радонитом калия, протравливанием пирита и выяснением свойств золота, стала основой работы методической мастерской по химии и литературе, которую организовали методисты ЦНППМ Эдуард Владимирович Горчаков и Елена Витальевна Иващенко. А методист Валерия Юрьевна Воронина и тьютор Николай Николаевич Свечкарев организовали работу методмастерской по биологии и географии как исследование, в котором задействовали всех участников семинара . Используя практические методы работы с цифровой лабораторией, которая и программой моделирования BLENDER, они смогли убедиться, что Ставрополье миллионы лет назад было местом обитания древнейших китообразных.
По итогам работы семинара были получены отзывы гостей и участников, свидетельствующие о высокой степени интереса, вызванного семинаром. Участники межрегионального семинара признали актуальность предложенных интерактивных форматов работы с оборудованием центров «Точка Роста», отметили практико-ориентированный характер каждой из методических мастерских. Почетные гости тоже дали высокую оценку проведенной работе. Делегации Республик Северного Кавказа единодушно выразили благодарность организаторам за творческий подход, инновационный характер представленных форматов работы с аудиторией. Были достигнуты договоренности о распространении опыта проведения семинара в образовательных учреждениях Дагестанской, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республик. Завершившее работу семинара командное проектирование подтвердило, что работа прошла эффективно, полезно и интересно.