25 марта 2022 года на базе ЦНППМ заработала педагогическая мастерская “Открытый класс”. Новый формат профессионального общения и обмена опытом оказался интересен и молодым специалистам, и педагогам со стажем. Вдохновенной работы и новых открытий пожелала всем участникам модератор встречи, методист ЦНППМ Иващенко Елена Витальевна. Работа закипела!
Открытые уроки в рамках мастерской дали педагоги края – победители, призеры, лауреаты Всероссийского конкурса “Учитель года”. Занятия получились очень разными, но каждый из мастеров продемонстрировал профессионализм не только в методике преподавания, но и в умении откликаться на образовательные запросы обучающихся (участниками мастерской стали и старшеклассники школ города Ставрополя), во владении технологиями работы на современном уроке. По признаниям обучающихся, работа мастерской для них была одновременно и сложной, и в высшей степени интересной, и полезной.
В мероприятии приняли участие 29 педагогов края из 27 муниципальных/городских округов. Преимущественно это молодые педагоги, которым требуется дополнительная методическая поддержка для успешного профессионального становления и закрепления в системе образования.
Наталья Михайловна Малахова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 г. Ставрополя, посвятила урок комплексному анализу художественного текста. Работая с текстом В.Набокова, учащиеся анализировали средства выразительности, средства связи предложений. Важнейшим этапом урока стала работа, нацеленная на постижение смысла текста, символической природы образов, которая обнаруживается при обращении к биографическому контексту, идейному содержанию произведений.
Урок Юлии Сергеевны Высоцкой, учителя МКОУ “Лицей №2” города-курорта Железноводска, начался с вопроса: “Можно ли изменить мир?” Дискуссия старшеклассников, направленная на поиск ответа, опиралась на содержание рассказа А.П.Чехова “Тоска”. Как взаимодействуют мир и человек? Как авторский голос звучит со страниц произведения? Юлия Сергеевна, проводя урок, продемонстрировала, что для учителя важно откликаться на каждый ответ обучающихся. Умело направляя размышления детей к поиску ответа на главный вопрос урока, она дала возможность старшеклассникам поделиться своими взглядами. Серьёзные и глубокие выводы ребят оказали сильное впечатление на взрослую аудиторию.
Учитель литературы МАОУ лицея №17 г. Ставрополя Бойцова Елена Сергеевна посвятила урок образу женщины в живописи и поэзии. Интенсивная работа в творческом диалоге была нацелена не только на сопоставление полотен, но и на постижение сложнейшей природы поэтических текстов. Образ героини стихотворения И. Кормильцева, ставшего основой хита “Крылья”, оказался очень интересным объектом для исследования и интерпретации. Педагоги и ученики одинаково активно участвовали в этой работе.
Урок по стихотворению М.Ю.Лермонтова “Бородино” предложила учащимся и учителям
Илона Яковлевна Раевская, педагог МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №13 г. Новопавловска”. Экспериментальный характер урока заключался в исследовании звуковой природы текста стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Открыть для себя новую грань произведения смогли все участники педагогической мастерской.
Завершил работу “Открытого класса” интерактив от преподавателей Ставропольского президентского кадетского училища. Элина Эдуардовна Герман и Людмила Александровна Молоканова не просто представили практико-ориентированный урок “Как понять Блока, читая рэп?”, но сумели вовлечь аудиторию в интереснейший диспут, раскрывающий творческий потенциал учащихся и педагога, доказывающий, что без знания классических образцов лирики трудно стать востребованным, популярным хитмейкером. Мастер-класс, ставший завершением мероприятия, доказал, что всё начинается с мотивации. Интерес к уроку, интерес к предмету, понимание “зачем это надо”, дополненные профессионализмом учителя, оригинальной идеей, эффективным сочетанием традиции и инноваций в методике обучения, – вот они всем известные секреты мастерства.
По завершении работы мастерской, её участники – педагоги края – поделились впечатлениями. Помимо слов воодушевления и благодарности, адресованных учителям-мастерам и организаторам, все выразили надежду, что в скором времени подобные открытые классы откроют свои двери и для других предметников, ибо запрос на обмен опытом организации и проведения современных уроков в современном профессиональном сообществе значителен.