ШАХМАТНАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ ИЛИ ХОД КОНЕМ В ОБРАЗОВАНИИ

14 ноября 2023 года распахнул свои двери МБОУ «Лицей казачества им. А.Ф. Дьякова» города-курорта Железноводск, пос. Иноземцево для проведения межрегионального научно-методического семинара «Конвергентное образование: от теории к практике». Выбор лицея стал не случайным: он является участником проекта «Школа Минпросвещения России».
Данный семинар включен в краевой план мероприятий по проведению в 2023 году на территории Ставропольского края Года педагога и наставника, а также в единый календарь образовательных событий Российской Федерации. В этом значимом мероприятии, которое проводится в нашем регионе уже во второй раз, приняли участие более 80 человек из числа обучающихся классов психолого-педагогической и предметной профильной направленности, студентов педагогических вузов, молодых педагогов, наставников, педагогических работников центров «Точка роста» Ставропольского края и представителей СК ФО.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась Шумкина Анна Сергеевна, заместитель главы администрации города-курорта Железноводск. Она от души поздравила участников с возможностью расширения своих профессиональных горизонтов, отметив, что образовательные организации г. Железноводска рады стать площадками для проведения подобных мероприятий в рамках реализации национального проекта «Школа Минпросвещения России». Шумкина А.С. подчеркнула, что будущность России находится в руках наших учителей!
Обратившаяся к аудитории Евмененко Елена Владимировна, первый проректор СКИРО ПК и ПРО, кандидат психологических наук, подчеркнула значимость данного проекта в формировании единого образовательного пространства на территории Российской Федерации. Совместная деятельность СКИРО ПК и ПРО, ЦНППМ и образовательных организаций по синхронизации профессиональных образовательных траекторий педагогов с образовательными запросами обучающихся должны привести к достижению общей цели – повышению качества образования.
Руководитель ЦНППМ Карачаево-Черкесской республики Хубиева Алтын Абдурзаковна в своем приветствии отметила важность многолетнего плодотворного сотрудничества, которое способствует взаимному профессиональному развитию наших организаций.
Установочный блок «Погружение» открыла Цифанова Ирина Владимировна, руководитель ЦНППМ ПР СКИРО ПК и ПРО, кандидат исторических наук. Она акцентировала внимание аудитории на значимости установления межпредметных связей в образовательных организациях. Такой подход формирует новый тип мышления у детей через конвергенцию естественнонаучных знаний о мире.
Цифанова И.В. отметила, что актуальным является использование нестандартных подходов к решению проблем современного образования на основе конвергенции шахматного образования и предметных областей ФООП. Обучение шахматам отучает детей от клипового мышления, заставляет более вдумчиво относится к предмету, развивает умение просчитывать ходы и концентрироваться на решении. Это важно для образования в Ставропольском крае, в промышленных областях которого востребованы агрообразование, биохимия, биоинформатика, которые по сути конвергентны.
В работе по формированию функциональной грамотности школьников посредством стратегий критического мышления и формирования глобальных компетенций, можно найти много точек соприкосновения шахматной игры и системы работы педагога. Это наглядно продемонстрировали сотрудники ЦНППМ ПР и методист-наставник педагогического коворкинга, которые провели методические мастерские
Они смоделировали фрагменты образовательных событий урочной и внеурочной деятельности по истории, информатике, биологии и литературе, преломив содержательную часть через призму шахматной игры. Разделенные по четырем предметным локациям участники семинара смогли погрузиться в «новый мир» конвергентного образования, сформировать целостное впечатление о нем, открыть для себя интересные методические приемы.
Оригинальные методические направления призваны оптимизировать учебный процесс, сделать его живым, включенным в реальную действительность. Используя игровые, исторические и логические элементы из шахматного арсенала, методисты центра смогли убедить коллег, что подобный вариант конвергентного подхода является актуальным и современным. Он позволяет по-новому взглянуть на образовательный процесс, стимулирует педагогов не останавливаться, а активно развивать профессиональные компетенции согласно социальным запросам общества.
Переняв систему взаимодействия фигур на шахматной доске и перенеся их концептуальные основы на поле педагогической практики, можно перейти к созданию новой системы образования. Все это для того, чтобы выпускники стали не только востребованными специалистами в будущем, могли извлекать необходимую информацию, но и были мобильными в вопросах перепрофилирования.
Присутствующие на семинаре школьники увидели, насколько образовательный процесс может быть увлекательным. Опытные педагоги и молодые учителя готовы перейти от теории к практике! Вооруженные идеями о креативных форматах проведения занятий, возможностях расширения профессионального кругозора, оптимальном подборе методических подходов в работе, они будут делиться новыми практиками с коллегами и обучать юное поколение ставропольчан.