I. Методические рекомендации современному учителю.

Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. И современной школе нужен современный учитель.

А какой он – современный учитель?

1. Во-первых, это учитель, не просто в совершенстве знающий свой предмет, но и способный заинтересовать учеников и замотивировать их на его изучение. Одной из наиболее мощных мотиваций к изучению того или иного школьного предмета, безусловно, является понимание того, где приобретенные на уроках знания смогут пригодиться в реальной жизни. Начните изучение новой темы с яркого примера того, как данный материал может помочь в какой-либо конкретной ситуации. В повседневной жизни любой человек, любой профессии практически ежедневно решает математические задачи. Он рассчитывает свой бюджет, оплачивает счета, ходит в магазин, выбирает тариф интернета, телефонной сети, рассчитывает выгодные покупки, число калорий при диете, планирует, участвует в ремонте, строительстве, берет кредит и т.д., и т.п.

2. Во-вторых, использующий в своей работе современные методы обучения, новейшее оборудование и цифровые технологии. Интерактивных инструментов в образовательном процессе становится все больше, они дают широкие возможности для привлечения внимания детей. Речь не только о стандартной компьютерной грамотности. Учитель должен понимать, какие цифровые инструменты окружают детей, по каким технологиям им удобнее и привычнее работать, тогда коммуникация между учителем и учениками будет эффективнее, а обучение быстрее принесет запланированный результат.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.10.2023 № 738
“Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

Геогебра

3. В-третьих, современный учитель осознаёт значимость конвергентного подхода и междисциплинарной интеграции в школьном образовании. Он умеет разрабатывать конвергентные уроки, на которых используются межпредметные связи, что, в свою очередь, позволяет стирать границы между областями знаний, учит воспринимать мир как единое целое, а не как отдельные дисциплины, изучаемые в школе. Объясняя на своих уроках ту или иную тему, покажите учащимся, насколько ваш и другие школьные предметы взаимосвязаны между собой.

Например, в физике многие законы можно описать с помощью математических дифференциальных уравнений.

В биологию математика и информатика входят различными путями:

  • подсчеты в биологических экспериментах;
  • использование современной вычислительной техники для быстрой обработки результатов биологического эксперимента;
  • создание математических моделей с симуляцией живых систем;
  • выражение типов наследственных форм и их числовых отношений в математических формулах

Существует «обратная связь», она так же очень важна для этих наук. К примеру, биология может стать источником новых математических задач и данных.

Отношения между математикой и географией вообще можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно. Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания: на определение расстояний по карте; на определение масштаба; на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления; на расчеты по демографическим показателям и тому подобное. Кроме этого, география в своих исследованиях очень часто использует математические методы: статистический, корреляционный, балансовый, метод моделирования (в том числе компьютерного) и другие. Если же говорить о экономической географии, то математику и вовсе можно смело назвать её “сводной сестрой”.

После того, как гениальный М.В. Ломоносов ввёл в химическую практику весы, знание математики на уроках химии стало просто необходимым. Дифференциальные уравнения описывают течения многих химических реакций. Без них невозможно получить современные материалы и химикаты. Роль математики как важнейшего инструмента химии особенно возросла с развитием физической химии, химической термодинамики и кинематики, теории расчётов химической аппаратуры и других новых областей химической науки.

Даже музыка, это сплошная математика. Для простого воспроизведения мелодий знать нотную грамоту не обязательно, но важно понимать, как строится музыка, и развивать чувство ритма. Даже если вы хотите попасть в такт песне, которую поете, вам необходимо понять ее размер – 2/4, ¾, 4/4. Простой бой на барабане также подразумевает попадание в ритм и четкий счет. Например, вам необходимо сыграть или спеть произведение с размером 4/4. Метроном нужно настроить так, чтобы в одном такте было четыре четвертные доли. С помощью формулы 2*(n/12) можно представить все 12 полутонов, которые изначально появились из соотношений октав, квинт и кварт (1:2, 2:3 и 3:4). Это основа равномерно темперированного строя – музыкального строя, в котором каждая октава делится на математически равные интервалы.

Наиболее же тесная связь существует между математикой и информатикой. Информатика получила от математики ряд результатов и теорий, нашедших широкое применение, в особенности в теории языков и трансляции, а также по верификации программ. Информатика в теоретической ее части «выросла» из математики, использует активно математический аппарат.

Многие темы курса информатики можно назвать математическими:

– элементы математической логики;

– системы счисления;

– элементы теории вероятностей и математическая статистика;

– теория графов;

– теория алгоритмов и некоторые другие.

Опыт показывает, что изучение этих тем в информатике, в математических дисциплинах позволяет учащимся легче усваивать новые понятия, доказательства тех или иных утверждений, теорем.

Изучение школьниками информатики дало возможность снять многие возникающие в процессе обучения математике познавательные трудности, вызвать интерес у обучающихся к математическим проблемам, показать возможность их решения новыми, нестандартными методами: алгоритмизацией решения сложных задач на компьютере, возможностью смоделировать и наглядно увидеть на экране дисплея математические процессы и управлять этими процессами и т.д.

Большой интерес у обучающихся вызывают обобщающие занятия математика-информатика по темам «Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel», «Решение неравенств с одной переменной», «Решение уравнений», «Решение квадратных уравнений», «Графики функций и их свойства», видео «Анализ истинности высказывания с числами», «Элементы комбинаторики» видео «Математика VS Информатика». Построение графиков тригонометрических функций». Такие интегрированные занятия используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Интеграция в обучении позволяет выполнить и развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности обучающегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.

Видео «Подготовка к 3д печати»

Видео «Создание 3д модели лампочки»

II. Методические рекомендации по подготовке рабочих программ в соответствии с федеральными основными общеобразовательными программами (ФООП).

Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) – учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273). определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).

Конструктор рабочих программ